Несколько способов поговорить с ребенком по душам, не задавая ни одного вопроса. Малыш стал нервным, непослушным. Почему? Прямым вопросом выяснить это порой трудно. И не только потому, что ребенок не хочет говорить. Просто сами дети в своих проблемах разобраться пока не могут. Разобраться в этом деле можно при помощи… цветных карандашей и игрушек. Когда ребенок - лишний... Начинать искать причину надо дома. Предложите ему нарисовать семью. Для чистоты эксперимента не делайте никаких уточнений, вроде «ты ж не забудь про сестричку» или «а где мамины глазки?». Если ребенок нарисовал себя где-то в сторонке от других, то в семье его не понимает никто. При этом больше всего - тот, кто на рисунке от него дальше. Если у малыша нет ротика, то дома он не чувствует возможности говорить с родителями в открытую. Если все держатся за руки, но при этом у мамы или папы нет ушек, то значит они не прислушиваются к ребенку. Серьезнейший сигнал, если себя ребенок не нарисовал вовсе - он чувствует себя дома лишним. Воспитателя в черный дом! Вторая причина нервных расстройств – нелады в садике, школе или во дворе. Нарисуйте два одинаковых дома: один красным карандашом, другой черным. Если хотим выяснить, есть ли проблемы в садике или в школе - просим малыша поселить в домики детсадовских обитателей или учителей и т.д. Все, кто окажется в черном – вероятнее и есть те люди, с которыми у малыша не складываются отношения. У вас пятое место? Вы диктатор. Теперь играем в день рождения малыша. Рисуем большой стол, а в центре его любимое блюдо. Даем ребенку шесть цветных карандашей (неважно каких – главное разных). Его задача – нарисовать за столом именинника – себя. Теперь – «рассадить» гостей. Цвет карандаша может повторяться. Тот, кто посажен подальше – потенциальный недруг. Тот, кого ребенок нарисует напротив себя – человек, с которым у ребенка явное противостояние. Это первая часть теста. Вторая – предлагаем ребенку в честь воображаемого праздника нарисовать конфетти. Сначала самым лучшим на взгляд ребенка цветом, потом менее понравившимся. Первые три места – это любимчики ребенка. То есть, скажем, если на первом месте красный цвет и им же нарисована, скажем, классная руководительница, то с ней у ребенка все в порядке. А если этот же цвет у ребенка на 5-6 месте, значит, с учительницей у него какие-то проблемы, может, она кричит на него. Плохой знак так же, если последним или предпоследним по предпочтению цветом нарисован сам именинник – значит, у него конфликт с самим собой. Он не доволен собой или просто недооценивает. Ваш ребенок – «тучка»? Причиной плаксивости или вредности может быть неадекватное отношение ребенка к самому себе. Предлагаем поиграть в волшебников. Начинаем издалека – рисуем красивую, инкрустированную золотом-серебром лесенку из десяти ступенек. Рассказываем, что на самой верхней живут «звездочки» – детки, у которых все получается, они послушны, и рисуем на ней звезду. А на самой нижней, мол, живут «тучки» – детки, которые умеют мало и всегда спорят с мамой-папой. Здесь, соответственно, рисуем облачко. А где живет наш сынуля/доцюня? Просим его самого поселить себя. Оптимально, если это будет пятая –девятая ступень. На четвертую и ниже ставят себя детки с заниженной самооценкой. Если же он поместит себя вообще под лестницей, то ребенок задавлен больше некуда. На десятую ставят себя те, кто переоценивает себя. А вот если ребенок поставит себя над звездочкой – он зазнайка, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Автор: Наталия Ионычева
|